Даб

Даб (англ. dub) — музыкальный жанр, возникший в начале 1970-x годов на Ямайке. Первоначально записи в этом жанре представляли собой песни реггей с удалённым (иногда частично) вокалом. С середины 1970-х годов даб стал самостоятельным явлением, считающимся экспериментальной и психоделической разновидностью реггей. Музыкально-идейные наработки даба дали рождение технологии и культуре ремиксов, а также прямо или косвенно повлияли на развитие новой волны и таких жанров, как хип-хопхаус,драм-энд-бэйстрип-хопдаб-технодабстеп и других.

Характеристика

Грозовые раскаты бочки,
Бас, ритм и труба, переплетаясь
Сливаются глубоко внизу с барабанами…

По звучанию даб характеризуется, прежде всего, мощной плотной басовой линией, общим пространственным звучанием композиций и обилием глубокого эха на присутствующих звуках, особенно на ударных и перкуссии. Поскольку даб является производным от регги, басовые линии составляются по канонам, типичным для этого жанра.

История

Это направление получило название благодаря «дублированию» песен реггей их инструментальными, ориентированными на ритм версиями на оборотной стороне синглов, и к середине 1970-х развилось в собственный полноценный стиль, открывающим простор для звукорежиссёрских экспериментов. Обычай перезаписывать или пересводить песни реггей без вокала начался в 1967 году, когда диск-жокеи обнаружили, что в танцклубах и на вечеринках люди сами с удовольствием поют эти песни. Где-то к 1969 году некоторые диск-жокеи начали говорить под эти инструментальные версии, часто изменяя уже знакомый текст песни.

Пик популярности даба приходится на конец 70-х, к тому времени он приобретает известность в Британии и США, а некоторые рок-музыканты (например, The PoliceThe ClashPublic Image LtdThe SlitsThe Pop Group) напрямую заимствуют элементы даба в своей собственной музыке.

Из других ранних продюсеров стоит назвать Ли «Скретч» Перри с его колоритным, утончённым стилем. К 1976 году даб по популярности на Ямайке уступал только коренному растафарианскому реггей, а также получил распространение в Великобритании (во многом благодаря лейблу Island Records), где такие коренные исполнители реггей, как Burning Spear и Black Uhuru не менее успешно освоили даб. В 1980-е даб в Великобритании продолжал быть актуальным направлением, благодаря Mad ProfessorAswad и такому экспериментатору, как Адриан Шервуд (Adrian Sherwood), но в дальнейшем, несмотря на появление новых талантливых исполнителей, таких как Scientist, Принс Джемми (Prince Jammy) и Майки Дред, мода на ямайскую музыку сдвинулась в сторону словесных импровизаций ди-джеев, с популярностью dancehall и ragga.

Неторопливая музыка даба возымела влияние не только в контексте рэггей; драм-энд-бэйс, расцветший в 1990-е годы в Великобритании, многое заимствовал из техники продюсирования и микширования, применявшейся в дабе.


С началом цифровой эры на Ямайке в 1985 году, многие даб-продюсеры начинают экспериментировать с электронным звучанием, а к 90-м, при возрождении рутса, вВеликобритании возникает новая волна даб-музыки (Jah Shaka, Jah Warrior, Mixman и т. п.). В это время многие поп-группы, такие как (Dreadzone), заимствуют элементы даба, появляются стили музыки, на которые непосредственно повлиял даб, к примеру, эмбиент-хаус (The Orb), даб-хаус, даб-техно (Basic Channel), трип-хоп (Massive Attack). В свою очередь даб-музыканты активно используют в своей музыке элементы современной электронной музыки.

Региональные сцены

Ямайка (Jamaican dub)

США

Великобритания (UK dub)

Великобритания на правах бывшей метрополии стала вторым после Ямайки крупнейшим центром распространения даба. Иммигрантами из стран Карибского региона и других колоний здесь были основаны многочисленные звукозаписывающие студии и лейблы, специализировавшиеся на афрокарибской музыке. В их числе всемирно известная студия Ariwa Sounds, основанная 1979 году Mad Professor'ом. Для стиля, получившего название UK dub, характерен минимализм, «интеллигентность», большое влияние со стороны музыки стран Востока (прежде всего, Индии и Пакистана) (Asian Dub Foundation). Попытки отыскать новое звучание на стыке ямайского даба, ориентальных мотивов и некой «планетарной психоделики» предпринимались также многими представителями британского электронного андеграунда (OttMuslimgauzeA Guy Called Gerald).

Франция (French dub)

Даб-музыка Франции, как и Великобритании, испытывает сильные восточные влияния, но в основном со стороны арабской, а также северо- и восточноафриканской музыки (Dub IncorporationFedayi Pacha). Характерно отсутствие преобладающего направления развития (мейнстрима). Местные коллективы часто экспериментируют, смешивая даб с элементами других музыкальных жанров от психоделик-транса (Brain Damage) до танго (Gotan Project). Прослеживается заметное влияние хип-хоп-культуры, в том числе в наложенных поверх «минусовок» текстах на социально-политические темы. (EZ3kielLe Peuple de l'Herbe). Численный и инструментальный состав групп весьма разнообразен, причём зачастую используются нехарактерные для жанра инструменты — аккордеонфлейтавиолончель (Zenzile). Издаётся ряд специализированных музыкальных сборников (French Dub System, Dub in France, Dub Addicts).

Нидерланды

Австрия

Австрия, а точнее Вена, известна как место проведения фестивалей, «тусовок», посвященных даб- и чилаут-музыке. Dub Club Vienna

Германия

Традиционно преобладание техно. Лейблы: Basic ChannelEchobeach

Россия

Даб-сцена в России активно развивается. Выпускается серии сборников «Dub Community of Russia», «Dubwise.ru», «Dub Adventures in Russia», и т.д.

Япония

Новая Зеландия