Обобщение опыта внеклассной работы

 «Только духовная общность - и ничего, что может расколоть эту общность; только взаимность сотворчества, сотрудничества - и ничего, что может посеять в ней недоверие, только оптимизм и глубокое понимание ребёнка - вот чем облагораживается наше воспитательное поле, на котором выращиваем мы будущее человечества, куём судьбы и счастье людей».

                                                                                            Ш.А. Амонашвили.

С первых лет моей работы в школе я, как учитель, мечтала установить тесный контакт, взаимодействие, взаимопонимание с моими учениками, коллегами по работе, родителями, осознавая, что они составляют основной фундамент школы. Основными задачами моей профессиональной деятельности были: пробудить интерес к музыке, показать тесную взаимосвязь музыки с жизнью, поделиться и помочь сформировать музыкальный вкус, вовлечь как можно больше участников образовательного процесса в культурную среду школы.

«Культурная среда образовательного учреждения является не только важным источником культурного развития личности, но и идейно-ценностной атмосферой культурного становления личности и внутришкольных сообществ, определяет духовно-нравственный, творческий и интеллектуальный «климат» (уклад, образ жизни) образовательного учреждения, оказывает свое влияние на культурную среду социума, при этом происходит взаимообогащение этих сред. Понимание культурной среды, как совокупности условий, способствующих успешному развитию и саморазвитию личности ребенка, повышению уровня педагогической культуры не только учителей, но и родителей учащихся, привело к мысли о необходимости внедрения в практику школы внеклассных мероприятий по музыке».

Используя различные формы внеклассной работы, мне удалось создать в школе такую систему внеклассных мероприятий, которая помогла расширить кругозор, развить творческие способности, раскрыть индивидуальные особенности учащихся, раскрыть их человеческие качества: ответственность, доброту, искренность, целеустремленность и др.

Воспитательная работа по музыке в школе проводится по двум направлениям: кружковая и массовая. Остановлюсь подробно на каждой из них.

Кружковая форма.

Вступление в кружок обусловлено, главным образом, желанием участника и наличием соответствующих музыкальных способностей. В школе созданы кружки хорового, ансамблевого, сольного пения.

Хор «Вдохновение» (для учащихся 2-8 классов). Принцип отбора «Я очень люблю петь».

Ансамбль «Мечта» (для 1-8 классов). Отбираю детей, обладающих наиболее ярко выраженными музыкальными способностями.

Индивидуальные занятия по развитию голоса (вокал). Занимаются желающие, включая педагогический состав школы, родителей: от слабоинтонирующих, до ярко одаренных.

Итогом работы в кружке становится выступление для зрителей в рамках классного, школьного, внешкольного уровня (участие в олимпиадах, районных и городских концертах, конкурсах, дома для родителей и друзей). Выступление для зрителей является определенным стимулом в работе. Выступать дети любят. Моя задача, как преподавателя, заключается в том, чтобы подобрать интересный репертуар, который поможет максимально раскрыть творческий потенциал учащихся. Перед выступлением на сцене обязательно провожу предварительный отбор внутри участников, что подталкивает детей к активной творческой деятельности, учит анализу и самоанализу.

Массовые формы внеклассной работы.

Главная задача таких форм - охват наибольшего количества детей без учета музыкальных данных, уровня развития детей. Достаточно лишь желания и интереса участников, а создание такого интереса - центральная задача для организатора мероприятия. Здесь проводится работа на класс, на параллель, начальное, среднее, старшее звенья школы. Условно я бы разделила массовые формы работы на два вида: получение опыта слушательского и опыта исполнительского. Остановлюсь подробно на каждом.

За годы моей работы в школе были проведены следующие мероприятия, направленные на получение слушательского опыта:

«Школьная филармония от А до Я». Организована совместно с ОЦЭГВ.

Особенно ценным является то, что ученики нашей школы наглядно видят, как их сверстники, ученики музыкальной школы, владеют инструментами.

Всемирный день музыки. Ежегодно отмечается в школе с приглашением музыкантов: фольклорный ансамбль, квартет духовых инструментов, секстет струнных, дуэт аккордеонистов. Выступление оперных, рок-музыкантов, авторов-исполнителей, ансамбля МВД, камерного хора девушек «Laudamus». Конечно, все эти концерты стали возможны благодаря активной поддержке директора школы, родителей, содружеству организаторов подобных мероприятий. Каждый раз ученики с нетерпением ждут новых встреч с исполнителями разных жанров музыки.

Походы в концертные залы, музыкальные театры, посещение  шоу-программ.

Индивидуальная внеурочная деятельность, стимулирующая процесс слушания музыки. Ежегодно проводится конкурс «Лучший посетитель музыкальных театров Санкт-Петербурга и музыкальных театров мира» с последующим награждением. Результаты опубликовываются на сайте музыки (www.music577.ru). С прошлого года ведется дистанционное обучение по предмету через сообщество «Музыка нас связала», где я выкладываю песенный и видеоматериал для подготовки к праздникам и самостоятельной работы. В этом же сообществе обсуждаются интересные музыкальные проекты на телевидении. Что особенно ценно в такой форме работы - обучаясь дистанционно дети дома поют с родителями, друзьями.

В нашей школе систематизирована работа по знакомству с музыкальным  Санкт-Петербургом. Ежегодно проводятся экскурсии, где учащиеся посещают

  • 2 класс - «Музей музыкальных искусств», знакомство с музыкальными инструментами.
  • 5 класс - Музей-квартира Римского-Корсакова.
  • 6 класс - обзорная экскурсия «Музыкальный Санкт-Петербург».
  • 7 класс - «Некрополь мастеров искусств», композиторской дорожка, автобусная экскурсия «Музыкальные залы Санкт-Петербурга».
  • 8 класс - «Музыкальный Павловск».

После экскурсии обязательно обсуждаем поездку, делимся впечатлениями, узнаем, что больше всего понравилось. Проводится устный или письменный опрос.

Благодаря освоению перечисленных выше форм работы у учащихся закладываются навыки слушателей, постигающих художественное содержание музыкальных произведений, архитектуры, искусства, воспитывается вкус. Расширяющийся кругозор способствует пониманию, эмоциональному восприятию музыки, умению мыслить художественными категориями, что является нравственно - духовным просвещением учащихся.

Теперь я хочу рассказать о мероприятиях направленных на развитие творческих способностей учащихся и получении исполнительского опыта.

Ежегодно в школе отмечаются календарные традиционные праздники, посвященные знаменательным датам: 1 сентября, День Учителя (праздничный концерт), Новый Год (по классам в начальной школе и по параллелям 5-11 классы), 23 Февраля (концертные номера, клипы, зримая песня), 8 Марта (в 1-5 классах форма домашнего праздника с родителями), Масленица (концерт, народное гуляние на улице), День Победы (музыкально-литературная композиция), Последний звонок, Выпускной вечер.

В этих праздниках частично задействованы учащиеся 1-11 классов: те, кто занимается в кружках, учителя, родители, приглашенные артисты.

Среди педагогического коллектива ежегодно проводится капустник «День Учителя», где педагоги школы демонстрируют свои яркие таланты. Традиционным стало поздравление учителей на выпускном вечере. Мне повезло работать с необыкновенно творческим педагогическим коллективом.

К эпизодическим мероприятиям можно отнести:

Тематические линейки: «День снятия Блокады», «Знаете каким он парнем был»: линейки, посвященные выдающимся деятелям культуры, искусства. (Готовятся отдельные музыкальные номера).

Музыкально-литературные гостиные (тесное содружество музыки и литературы, укрепление интегративных связей. Звучат стихи, готовятся музыкальные, театральные номера). «Что в имени тебе моем», посвященная творчеству А. С. Пушкина, «В Петербурге мы сойдемся снова», «Ваше величество женщина», «Стрелка романсовых часов».

Концерты, музыкальные спектакли.

Отчетные концерты вокального ансамбля «Музыка нас связала», «Мир, который нужен мне». Отчетные концерты в 1-4 классах. «Муха цокотуха» -детская опера 1 класс, вокально-хоровой цикл «14 Признаний Петербургу» (для солистов, ансамбля, хора).

Фестивали народной, солдатской, авторской, поп музыки .

И, наконец, особое внимание в обобщении моего опыта работы хотелось бы посвятить массовому приобщению учащихся, педагогического коллектива, родителей к музыке.

Ежегодно в нашей школе проводятся концерты-конкурсы. Можно смело сказать, что такие мероприятия являются традиционными и желанными в нашей школе. Они имеют системный характер, и максимально задействуют всех учащихся, а также педагогический состав школы и родителей. Удивительная атмосфера доброжелательности, комфорта, творчества, поддержки, сопереживания царит на этих концертах- конкурсах. Один раз в четыре года, последовательно сменяя друг-друга, проходят следующие концерты - конкурсы:

«Мультикараоке» (песни из отечественных мультфильмов для учащихся 1-4 классов), «Вспомните, ребята» (для 2-8 классов, солдатские, военные песни), «Песня в круг собирает друзей» (для 2-8 классов, авторская песня), «Кинокараоке (песни из отечественных фильмов для 5-8 классов).

Благодаря таким мероприятиям удается сплотить коллектив школы, пробудить интерес к музыке, привлечь к творческой работе робких неуверенных в себе учеников, сформировать потребность в общении с лучшими образцами различных видов музыкальной культуры. Неслучайно для этих задач я выбрала форму конкурса (от латинского - соревнование). Конкурс дает участникам концерта дополнительный стимул не просто быть исполнителем и слушателем, а приложить максимум стараний, чтобы достичь наивысшего творческого результата - одержать победу.

Главным в моей профессиональной деятельности стала опора на пение: сольное, ансамблевое и особенно хоровое. Россия всегда славилась многоголосным хоровым пением. Пели все от мала до велика, в праздники и в будни, в радости, и в горе, на работе и на отдыхе. Для меня, как для учителя, стало важным проведение мероприятий, которые позволили вовлечь в творческий процесс максимальное количество участников. Стараюсь во всех массовых мероприятиях принять личное участие. Обязательно пою сама с учениками или коллегами. Надеюсь, что в недалеком будущем обязательно споем совместно с родителями. В перспективе есть такой проект.

Глубоко убеждена «Запоет школа - запоет народ!».

Подводя итог внеклассной работы по музыке в школе, хотелось бы сказать, что не бывает неталантливых учеников. Важно найти правильный подход, создать атмосферу доверия, сотворчества, укрепить дружбу, взаимопонимание, общности и доверие друг-другу. Благодаря созданной в школе системе массовых внеклассных мероприятий, удалось главное: открыть и в дальнейшем развить модель взаимоотношений не только ученик - педагог - родитель, но и человек - человек - человек. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частицу своего тепла, любви другим. Современный учитель - человек, способный интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку. Очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед.

Скачать презентацию.