Результаты педагогической деятельности

«Без музыки не проживу и дня!

Она во мне, она вокруг меня

И в пенье птиц, и в шуме городов,

В молчанье трав, и в радуге цветов

И в зареве рассвета над землей...

Она везде и вечно спутник мой.

Ей все подвластно: радость и тоска,

В ней - просто миг и долгие века.

И воскресить умеет и убить

Заставит полюбить и разлюбить

Но разве может жить она без нас

Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!

Без наших дум и радостей земных

Без мелочей смешных и не смешных?

Мы ей за все «спасибо» говорим

И, веря в торжество ее, - творим!»


«Ребенок, испытавший радость творчества

даже в самой минимальной степени,

становится другим, чем ребенок,

подражающий актам других ."

Б. Асафьев

 

«Дети - бесценный дар, кладезь эмоций, ощущений. Каждый ребенок талантлив от природы, в нем заложено творческое начало. Задача взрослых - развивать это начало, а не загонять его под определенные рамки. Особая задача ложится здесь на преподавателей. Учитель музыки в общеобразовательной школе не выбирает себе учеников, а ученики не выбирают себе учителя. Но детей, абсолютно неспособных к музыкальному развитию, к восприятию музыки, к овладению хотя бы элементарными основами музыкальной культуры, не существует. Отличаться они будут не только степенью музыкальной одаренности, но и различными отношениями к музыке. Одни активно любят музыку, другие, безусловно, интересуются ею, третьи с уважением относятся к музыке, с уважением, но не более того, так как понимают нужность уроков музыки как и всех других и предметов. Четвертые - к счастью, очень мало -принимают свое полное незнание музыки за нелюбовь к ней. И определить степень музыкальной одаренности ученика и подлинность его любви к музыке, можно лишь условно. Что же и каким образом поддается оценке.» На своих уроках музыки я, конечно же, проверяю и оцениваю качество усвоения учащимися программного материала. Проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную и письменную характеристику: их содержанию и средствам музыкальной выразительности; умение сравнивать, обобщать, знания музыкальной литературы в контексте различных видов искусств, а так же владение вокально -хоровыми навыками(умение выразительно исполнять предложенный и самостоятельно выбранный песенный материал).

Учить думать, размышлять - одна из важнейших задач школьного образования. Как же, какими баллами оценивать мысли учащихся, их мнения, достигнутый ими уровень восприятия музыки, вокально - хоровые навыки, степень обладания музыкальной грамотностью, основами музыкальной культуры? Еще сложнее становится этот вопрос, когда речь заходит о чувствах детей и подростков, об их эмоциональном отношении к музыке, к жизни. Очень трудно определить с точки зрения оценки, как ребенок чувствует музыку.

Душу ребенка, его эмоциональность нельзя уместить в рамки системы от одного до пяти баллов. В результате преподавания своего предмета я пришла к заключению, что оценивать на уроке надо результаты коллективных форм занятий, а также индивидуальные качества и результаты классных занятий музыкой каждого ученика в отдельности. За основу взяла следующие параметры.

Критерии певческого развития:

Хороший результат Удовлетворительный результат Неудовлетворительный результат

1.Музыкальный слух.

  • Чистое интонирование
  • Относительно чистое интонирование
  • Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону

2.Способ звукообразования.

  • Мягкая атака
  • Придыхательная атака
  • Твердая атака

3.Тембр голоса.

  • Серебристый
  • Полетный
  • Звонкий.
  • Светлый, слабый. Чистый. Светлый. Легкий. Тусклый. Сиплый. Резкий, глухой.

 

4. Диапазон.

  • Шире октавы.
  • В пределах сексты.
  • В пределах терции, кварты.

4.Дикция.

  • Гласные округленные, не расплывчатые. Пропуск согласных. Искажение гласных.
  • Согласные смягченные. Нечеткая.

Дыхание.

Выдох сохраняет вдыхательную установку. Вдох перегруженный, выдох ускоренный, оптимальный. Судорожное, поверхностное.

Музыкальная эмоциональность.

Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений. При исполнении песен активен. Любит, понимает музыку. Поет довольно выразительно, с подъемом. К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес.

Вялое безразличное пение. При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке.

Критериальная характеристика уровней сформированности творческой деятельности.

Критерии творчества:

  • Низкий уровень 
  • Средний уровень 
  • Высокий уровень

Самостоятельность. Частичная.

Частичная или полная. Полная.

Поиск и перебор возможных вариантов движения к цели. В частичном объеме с помощью учителя. В полном качественном виде.

В заключение хочу назвать условия, при которых оценка, по моему мнению, может стимулировать интерес к музыкальным занятиям:

  • Иметь всесторонний характер, наиболее полно отражающий развитие
    учащихся в разных видах музыкальной деятельности.
  • Выставляться с учетом индивидуальных особенностей уч-ся, его
    музыкального опыта.
  • Быть объективной.
  • Фиксировать успехи в развитии умении, навыков, компетентностей
    учащихся с недостаточными музыкальными способностями.
  • Быть результатом фронтальных, индивидуальных и групповых форм
    работы.
  • Иметь эмоционально-положительную направленность.

Результативность программы отслеживается посредством:

тестирования, грамматических диктантов (правильного написания музыкальных

терминов, фамилий композиторов, музыкальных произведений)

обсуждений видеофрагментов к темам уроков

обобщений по заданной теме;

музыкальных викторин по слушанию музыки,

индивидуальных творческих заданий (сообщение о творчестве

композитора, история создания музыкального инструмента, национальной

музыке, о любимом современном исполнителе...)

творческих работ учащихся - сочинение песен, частушек, стихов,

рисунков? Решение кроссвордов по изученному материалу. Уроки караоке

как урок - конкурс (сольное, ансамблевое исполнение).

«Скажи мне какую музыку ты слушаешь - и я скажу какой ты человек». С этим высказыванием невозможно не согласиться, поэтому ежегодно на протяжении последних лет работы я провожу в начале учебного года анкетирование: предлагаю учащимся ответить на ряд вопросов касающихся музыкальных вкусов (любимые исполнители, музыкальные произведения, музыкальные передачи). Анкеты я рассматриваю как одну из форм обобщения позволяющую узнать музыкальные интересы, кругозор каждого учащегося. Проследить за тем, как в дальнейшем меняются или остаются неизменными вкусы учеников, по возможности повлиять, расширить или изменить музыкальные пристрастия (в ходе уроков - сообщений о любимых исполнителях или личной беседе с учеником).

Так же вначале года дается старт конкурсу «Лучший театрал города Санкт-Петербурга» с награждением победителей благодарственными письмами и памятными призами (учеников и их родителей) в конце учебного года.

Условием конкурса является посещение музыкальных залов нашего города.

Так как ученики школы имеют возможность путешествовать по миру,

прошу обратить внимание на музыкальную культуру других стран, сравнить

с музыкальной культурой нашего народа. Вернувшись из поездки, ребята с

удовольствием рассказывают о своих впечатлениях, привозят сувениры,

диски, программы посещенных ими концертов, дают свою оценку

увиденному и услышанному.

В конце года провожу анкетирование по предмету «Музыка в школе» (

Нравится ли вам урок музыки? Какие разделы урока вызывают у вас

наибольший интерес? Почему ? Если бы вы были учителем музыки, что

добавили или убрали из его разделов? и т. д.)

Предварительно объясняю, что форма ответов свободная, обязательно

лишь ответить на все поставленные вопросы как можно более точно,

аргументировано, подробно и, главное, абсолютно искренне, честно. Кроме

того, я представляю учащимся возможность подписывать или не

подписывать работу.

Результаты анкетирования прошлого учебного года подтвердили

правильность выводов, сделанных на основании многолетней работы:

учащиеся в подавляющем большинстве любят музыку, стремятся лучше ее

узнать.

Большинство учеников любят урок музыки, ждут его и готовятся к встрече с

прекрасным. Более чем половина класса хотели бы что бы урок был не

менее 2 раз в неделю, а некоторые учащихся готовы заниматься музыкой

каждый день.

Урок музыки - главный источник знаний о ней и решающий фактор

развития интереса к музыкальному искусству для всех учащихся класса, за

редким исключением. Могу утверждать что и учащиеся музыкальных

школ, обладая дополнительными знаниями по предмету находят в уроке

новое, интересное для себя.

Урок музыки очень нужен в школе, так как на мой взгляд стимулирует

самообразовательную деятельность в сфере музыкального искусства и

развивает интерес к искусству вообще.

Через музыку учащиеся моделируют свои эмоции, чувства, учатся любить

и ненавидеть, сочувствовать, сопереживать, учатся быть людьми и

уважать человеческое в человеке. Большинство ощущает недостаток

необходимых знаний по музыке.

Многие понимают, что их путь познания искусства только начался и надо еще много и много трудится, чтобы стать по настоящему культурным человеком. Понимая, что нам, учителям, необходима "обратная связь" стараюсь совершенствовать процесс обучения и воспитания детей, искать новые подходы к формированию музыкальной культуры, развитии талантов учащихся , их самореализации. В этом учебном году для каждого ученика 7 класса решили создать портфолио, где каждый учащийся данного класса будет собирать свой материал по предмету, включая как задания предложенные учителем, так и самостоятельно выбранный материал. Отзывы на музыкальные произведения, исполнителей, истории создания песен, музыкальных произведений, исполнителей, знакомство с разными видами музыкальной культуры, освоенные новые термины из области музыки, взаимосвязь с другими видами искусств, программы посещенных ими концертов. Здесь будет и материал к которому данный учащийся проявляет наибольший интерес по данному предмету. Ребята отметят свое участие как в совместных внеклассных мероприятиях, так и в качестве участника хора или солиста и т.д. Сюда же войдут рисунки к отдельным музыкальным произведениям ,сочинение песен, и т.д. В конце года будет проведена выставка портфолио класса , где ребята смогут сравнить и увидеть наиболее достойный материал, своих сверстников. Надеюсь, что такая форма работы поможет еще больше раскрыть возможности каждого ученика, глубже понять степень направленности интересов.

Фундамент интереса к музыке закладывается с первых лет обучения , и поэтому в 2005 году объединившись с ОЦЭГВ Красногвардейского района возникла идея проведения выездных лекций - концертов « Музыка от А до Я» силами учащихся и учителей этого центра. Каково было удивление моих учеников, когда они, слушая исполнение композиторов - классиков, видели владение музыкальными инструментами их же сверстников или ребят чуть постарше. Все это рождает атмосферу уважения, радости и желания самим поучиться музыке, ждать новых встреч. После концерта обязательно спрашиваю у детей: « Какое музыкальное произведение вызвало наибольший отклик, кого из музыкантов они хотели бы увидеть вновь?»

«Школьная филармония» помогает чаще встречаться детям с музыкой, воспитывает культуру восприятия, закрепляет, дополняет, помогает дальнейшему обучению по предмету. В построении программы концертов мы с коллегами исходим из конкретной задачи и сверхзадачи. Так, задача первых концертов дать возможность ребенку испытать удивление, "потрясение". Сверхзадача - выработать у юного слушателя ощущение праздничности филармонического концерта. В течение года наши учащиеся уже подростки, имеющие немалый опыт слушания способны к анализу, сравнениям, сопоставлениям. Сейчас можно сказать одно: каждая встреча должна отражать наше время, учить добру и пониманию музыкального искусства.

Важной и неотъемлимой частью моей работы в школе является проведение внеклассных мероприятий. Так за последние годы прошли конкурсы «Песня в круг собирает в круг друзей)), (для учащихся 3 -8 классов), »Мультикараоке» (для учащихся1 - 4 классов), » Кино и музыка» 2 -8 классы, литературно - музыкальные композиции ((Поклонимся великим тем годам», « Признания Петербургу»^ -8 классы. Отчетные концерты 1 -3 классов. Обязательно на все внеклассные мероприятия приглашаем родителей. Стало хорошей традицией исполнять на таких вечерах 2,3 песни хором , поет весь зал. Все это создает особую атмосферу единения поддержки, любви к песне.

Конечно, невозможно представить себе школу без хорового коллектива «Вдохновение». За годы моей работы сменилось несколько составов и нужно сказать, что детей не обманешь. Они очень хорошо видят, что учитель любит, а что делает по необходимости. Пение является таким процессом, где ребенок может проявить и почувствовать реальные

результаты своего труда. Очередной состав я выбираю по принципу» Я очень люблю петь». И приглашаю всех без ограничения, для того чтобы дать возможность реализовать свой талант в коллективе. Хор дает возможность ощутить единение и ответственность за общее дело, поддержку тех ребят, которые наиболее одарены в области пения, ощутить личную ответственность в процессе пения и .наконец, общей радости от полученного конечного результата.

В 2008 году хор школы принял участие в конкурсе концертных программ к 35 -летию Красногвардейского района, получив сертификат участника. В 2009 году хоровой коллектив «Вдохновение « был награжден дипломом 1 степени за участие в районной хоровой олимпиаде. Петь ребята любят, год от года растет и их мастерство исполнения.

педагогический стаж составляет 23 года. В школе №577 я работаю 12-й год, имею высшую квалификационную категорию. Вхожу в методическое объединение и работаю над темой «Каждый класс -хор». Моя задача дать возможность каждому ученику раскрыть свое отношение к исполнению песни: постараться услышать во время пения голоса своих товарищей и дополнить звучание своим голосом , не нарушая общего хорового исполнения. Оценить полученный результат, учитывая отдачу, старание каждого в работе над песней. Обязательно разобраться что получилось и что потребует дальнейшей совместной работы .

В своей профессиональной деятельности постоянно стремлюсь к тому, чтобы на уроках за страницами музыкальных произведений учащиеся ощущали дыхание эпохи. С той целью разрабатываю пути интегрирования преподавания урока . Опираясь на лучшие творения в музыке, литературе, истории, живописи, театральном искусстве не только по принципу взаимного иллюстрирования, но и на уровне постижения эпохи через их общность, взаимодействие , быт человека иного времени, через изучение его сознания.

Полагаю, что одним из путей оптимизации учебно-воспитательной деятельности является система творческих работ, которую осуществляю на уроке музыки .Изученный материал по некоторым темам стараюсь расширить дополнительным материалом по предмету во внеурочное время. С этой целью я систематически провожу экскурсионную работу на базе музеев Санкт-Петербуг.

Экскурсии которые ежегодно посещают учащиеся : Музей музыкальных инструментов (начальные классы), Музей -квартира Н. А. Римского-Корсакова-5 класс, Некрополь мастеров искусств (композиторская дорожка)- 6 класс, Обзорная экскурсия по музыкальному Санкт - Петербургу- 7 класс. Так ,   например, знакомясь в 6 классе с фрагментами   оперы Н. А. Римского - Корсакова « Снегурочка» учащиеся обязательно совершают экскурсию в музей - квартиру Римского -Корсакова, где закрепляют, дополняют полученные знания и в завершении собирают в общую папку материалы,  с  откликами  о творчестве  композитора,  его  операх .Снегурочке, других женских образах в его сочинениях, рисуют персонажей его произведений.

В последнее время я работаю над созданием и корректировкой программы по музыке с использованием инновационных технологий, и личностно-ориентированного подхода в обучении.

На протяжении нескольких лет совершенствую методическую базу кабинета, знакомлюсь с новинками методической литературы, изучаю опыт своих коллег, в 2008 году принимала участие в городской конференции. Планируя работу по основным традиционным направлениям, стремлюсь уделять большое внимание психолого-диагностическому анализу, развитию дополнительного образования, формам свободного общения.

В условиях скоротечной изменчивости факторов, влияющих на музыкальное воспитание школьников, возникновения новых направлений, стилей и движений в молодежной среде происходит формирование неустойчивых убеждений и ценностей у подрастающего поколения, обесценивание музыки. В силу этого следует менять условия их музыкального воспитания, использовать новые методы, инновационные технологии на уроках музыки, чтобы ученик стал культурным слушателем, активно и с интересом воспринимал настоящую музыку. В школе №577 занимаюсь следующей проблемой: «Развитие музыкально-творческих способностей ученика на уроках музыки». Считаю, что для развития личности творческой, музыкально грамотной, культурной, с интересом воспринимающей достижения искусства, уважающей общечеловеческие ценности, способной к саморазвитию и самореализации, следует изменить условия музыкального воспитания, использовать новые методы, индивидуальный подход, инновационные средства и технологии, проектно-исследовательскую работу.

Элементами для создания мотивации к творчеству, условий для самовыражения эмоционального состояния стали творческие задания, различные двигательные, ритмические и вокальные импровизации, игры. Включая в образовательный процесс информационно-коммуникационные технологии, провожу уроки , активно используя компьютер( презентации к урокам,фрагменты мультфильмов, опер, балетов, документальной хроники.)

При знакомстве с творчеством композиторов, использую такие компакт-диски, как:

«Энциклопедия классической музыки»; «Шедевры русской музыки», использую созданную базу видеоматериала к урокам музыки. На таких уроках с детьми совершаем экскурсии в страны, где жили композиторы, расширяем словарь музыкальных терминов. Большое внимание уделяю интеграции музыки и изобразительного искусства на таких уроках, как: «Я рисую музыку», «Я рисую песню». Дети воплощают в рисунках свои музыкальные впечатления, связанные с прослушанной музыкой.(Григ« Утро», Мусоргский « Гном»...) Чем глубже и тоньше они чувствуют музыку, тем интереснее и многоцветнее их рисунки. Готовясь к внеклассным мероприятиям обязательно даю задание на создание афиш любимых групп или исполнителей, плакатов , боевых листков об истории создания песен.

Прежде чем требовать с учеников нужно начинать с себя.

Как учитель считаю, что главным в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения должны быть эрудиция учителя, глубокая культура, уважение и любовь к человеку, что и определяет характер взаимоотношений с воспитанниками и качество знаний, умений, навыков детей. Не бывает неталантливых детей. Важно найти правильный подход, создать на уроке атмосферу взаимоуважения и понимания , искреннего, доброго отношения к каждому ребенку в отдельности,сотворчества.

«Урок-это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатств..»