Конспект открытого урока
Учителя:
Туманова Е. А, Цымбал И. В.
Тема:
Что такое Новый год?
Ведущая задача:
Понятие импровизации и кульминации в музыке и литературе.
Наглядность:
Новогодняя газета? Шары различных цветов спектра, елка, портрет П. Чайковского, отпечатанный литературный текст, на доске выписаны слова - настроения.
Ход урока:
1.Вход: П. Чайковский «Ноябрь».
1.1 Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.
1.2 Чайковский «Декабрь» - слушание.
- На уроках музыки мы не раз говорили о том, как композитор, используя музыкальные средства, может изобразить любое время года. Назовите известных композиторов , которые сочиняли музыку о временах года.
Дети:
Чайковский «Ноябрь», Кюи « Осень», Вивальди « Весна».
-Правильно. Сегодня я хочу еще раз обратить ваше внимание на творчество величайшего русского композитора П. И. Чайковского. Вот его портрет. Сейчас приготовьтесь слушать музыку
-Композитор посвятил свое произведение зиме. Попробуйте догадаться, о каком зимнем месяце идет речь. Подумайте, какой характер у этой музыки. Звучит фонограммаЧайковского «Декабрь».
-Какой характер музыки?
Дети: песенно-танцевальный, нежный, гибкий, мягкий, кружевной, задорный . -Правильно. А какие изобразительные интонации принесла вам музыка,
учитывая, что это зима?
Дети: скольжение коньков, полет снежинок, легкий бег саней...
-Так к какому же зимнему месяцу эта музыка подошла бы больше всего?
Дети: скорее всего к декабрю.
-Абсолютно правильно. Чайковский назвал это произведение «Декабрь». И пусть оно пополнит вашу музыкальную копилку музыкой о временах года.
II. Исполнение и обсуждение песни «Ясный день».
-Ребята, а какой зимний праздник вы ждете с особым нетерпением?
Можно ответить хором.
Дети: Новый год!
-Конечно, для многих детей и взрослых это самый любимый праздник. Ну а какой же праздник обходится без песен? На уроках музыки мы выучили с вами несколько новогодних песен. Давайте исполним одну из самых ваших любимых - песню "Ясный день". Встаньте, пожалуйста.
Исполняется песня "Ясный день", музыка И. Цымбал, слова Н. Саконской. -Прекрасно. Мне хочется отметить выразительное исполнение хора, ведь каждый сейчас старался. Садитесь, пожалуйста. Посмотрите на доску и выберите слова, которые соответствуют характеру, настроению песни. На доске: радостный, веселый, жалобный, праздничный,
тревожный, звонкий, легкий, задорный, победный. Дети выбирают необходимые для характеристики слова.
-Добавили бы вы еще что-нибудь? Дети: яркий, стремительный, песенный.
-Хорошо, а какие слова вы считаете лишними?
Дети: жалобный, тревожный, победный.
-Конечно, я с вами полностью согласна, эти слова не соответствуют характеру исполненной вами песни.
III. Работа по развитию речи.
111.1. Вступление. Работа со стихотворением.
-А можно ли использовать те же слова для характеристики стихотворения, написанного не карточках? Подвиньте, пожалуйста, карточки и прочитайте текст про себя. А теперь прочитайте вслух. Подходят ли нам эти слова?
Дети: подходят.
-Как называется стихотворение? Кто его автор? О чем это стихотворение?
Дети: «Новый год», Елена Благинина, о Новом годе.
111.2. Работа с текстом. Вступительная беседа.
-Об этом празднике можно рассказывать не только в стихах, но и в прозе. Прочитайте, пожалуйста, про себя текст на карточках. Догадались ли вы, что это за текст? А что такое текст? Чем он отличается от набора предложений?
Дети: в тексте предложения расположены в определенном порядке, они
связаны по смыслу; текст имеет заглавие.
-Подбирая заглавие, что мы определяем - тему или идею?
Дети: тему.
-Конечно. Попробуйте озаглавить текст.
Дети подбирают заголовки.
-Чем же отличается тема от идеи?
Дети: тема - это о чем текст, а идея - это то, что хотел сказать автор этим
текстом.
-А как строится текст?
Дети: из вступительной, основной и заключительной частей, если это
описание; из завязки, кульминации и развязки, если это сюжетный текст.
Учитель на доске чертит схемы построения текста:
В. Осн. 3. К.
3. Р.
-Ребята, а существует ли понятие кульминации в музыке?
Дети: да.
-А что такое кульминация?
Дети: это вершина, самое яркое место в музыкальном произведении.
-Молодцы! Кульминация - это действительно вершина произведение.
111.3. Словарная работа.
-Посмотрите еще раз на текст. Что в нем необычного?
Дети: пропущенные слова, буквы, буквы подчеркнуты, стоят вопросительные
знаки.
-Давайте сначала разберемся со словами, в которых подчеркнуты буквы.
Прочитайте первое такое слово.
Дети: появляются.
-Какая буква подчеркнута? Что это за орфограмма? Объясните ее. Дети: буква Я - безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
-Подберите проверочное слово.
Дети: Явно, Явка...(Аналогичная работа проводится со словами: Дед Мороз, Снегурочка, Новый год.)
-Хорошо! А теперь займемся словами, в которых пропущены буквы. Идет работа по образцу (см. выше) со словами: нарядили, к празднику, в..сят,
в..твях, сн..гом.
111.4. Пунктуационная работа.
-А теперь обратите внимание на маленькие вопросительные знаки. Как вы
думаете, зачем они здесь?
Дети: нужно подумать, какой знак препинания надо поставить в конце предложения.
- Перечитайте первое предложение. Какое оно по цели высказывания? По
интонации?
Дети: повествовательное, восклицательное.
-Следовательно, какой знак нужно поставить в конце предложения?
Дети: восклицательный. Аналогичная работа проводится со всеми предложениями.
111.5. Работа по развитию речи.
-А теперь попробуйте дописать предложения. Сколько слов нужно
вставить в первое предложение?
Дети: два слова.
-Закончите его самостоятельно.
Дети дописывают предложение. Аналогичная работа со вторым предложением.
-Сколько нужно слов, чтобы закончить третье предложение?
Дети: четыре слова.
-Какие знаки препинания здесь использованы?
Дети: запятые.
-Почему они здесь поставлены?
Дети: здесь перечисляются предметы.
-А почему нет запятой между предпоследним и последним словами?
Дети: их соединяет союз И.
Далее работа по образцу до конца текста.
-А вот последнее предложение каждый закончит сам. Пусть ваши пожелания будут самыми добрыми, искренними, новогодними. Работаем!
Дети работают самостоятельно.
111.6. Чтение работ.
-Теперь вы можете прочитать свои работы вслух, а мы с удовольствием
послушаем.
Дети читают свои работы.
-Молодцы! Вы хорошо поработали. Теперь скажите, пожалуйста, а чем вы
занимались, когда придумывали, как закончить предложение?
Дети: импровизировали.
-А что это такое - импровизация?
Дети: это придумывание на ходу.
IV. Импровизация в музыке. Музыкальная игра.
-Ребята, я вижу, что вы устали, поэтому предлагаю сыграть со мной в необычную игру. Правила ее такие: каждому достанется строчка из новогоднего стихотворения. Ваша задача - придумать на ходу мелодию к этой строчке. Давайте сначала выразительно прочитаем текст. Читайте вслед за рукой учителя, обращая внимание на интонацию, знаки препинания.
Дети хором читают:
Что такое Новый год?
Дождик тоже не простой,
Это все наоборот:
В новый год он золотой.
Елки в комнате растут,
Блещет что есть мочи,
Белки шишек не грызут,
Никого не мочит.
Зайцы рядом с волком
Даже Дедушка Мороз
На колючей елке!
Никому не щиплет нос.
(Е. Михайлова)
-Молодцы! Каждый спел, вкладывая свою музыкальную интонацию. То, чем мы сейчас с вами занимались, в музыке называется импровизацией, то есть сочинением мелодии на ходу.
V. Итог урока.
1. Обобщение.
-Что же получается? Вы импровизировали, когда придумывали
продолжение предложений и импровизировали, когда сочиняли мелодию. На уроках музыки и уроках по развитию речи мы не раз говорили о том, что музыкальное произведение и разговорная речь взаимодействуют друг с другом, делая каждый вид искусства более выразительным. У.2. Вопросы на выявление усвоения материала.
-Можем ли мы сказать, что понятие «импровизация» общее как для
музыки, так и для литературы?
Дети: да, можем.
-А какие еще понятия связывают музыку и литературу?
Дети: фраза, пауза, звук, знаки препинания и другие.
VI. Работа с цветовым спектром.
-Мы сегодня много говорили о празднике Нового года. А теперь мы, как принято, нарядим елочку. Но украсим мы ее необычными игрушками. Вы сами делали разноцветные кружочки-подвески. Вот теперь посмотрите на весь цветовой спектр и выберите только один кружок, цвет которого соответствует вашему настроению.
VII. Организационное завершение урока.
-Прежде, чем вы пойдете украшать елочку, я хочу поблагодарить вас за хорошую работу и за сотрудничество.
Дети украшают елку под звучащую музыку. Конец урока.
Приложение.
1. Стихотворение на карточках.
С Новым годом! На дворе Снежок идет. Скоро праздник - Новый год.
Мягко
Светятся иголки. Хвойный дух идет от елки.
(Е. Благинина)
2. Текст на карточках.
Нарядили к празднику__________ . Горят на ней__________ . В...сят на в...твях
__________ ,__________,___________ и__________ . Скоро начнется__________.
И вот появляются__________ и__________ . Как рады дети ? А откуда пожаловали
дорогие гости? По__________ сн...там, под__________ звон бубенчиков__________ сани. Издалека
прибыл Дед Мороз и его__________ Снегурочка.
В Новый год принято __________ друг друга. Я тоже всем хочу пожелать