Конспект открытого урока

Конспект открытого урока по развитию речи и музыке во 2 классе школы №577.

Учителя: 

Туманова Е. А, Цымбал И. В. 

Тема: 

Что такое Новый год?

Ведущая задача: 

Понятие импровизации и кульминации в музыке и литературе.

Наглядность: 

Новогодняя газета? Шары различных цветов спектра, елка, портрет П. Чайковского, отпечатанный литературный текст, на доске выписаны слова - настроения.

Ход урока:

1.Вход: П. Чайковский «Ноябрь».

1.1 Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

1.2 Чайковский «Декабрь» - слушание.

- На уроках музыки мы не раз говорили о том, как композитор, используя музыкальные средства, может изобразить любое время года. Назовите известных композиторов , которые сочиняли музыку о временах года.

Дети:

Чайковский «Ноябрь», Кюи « Осень», Вивальди « Весна».

-Правильно. Сегодня я хочу еще раз обратить ваше внимание на творчество величайшего русского композитора П. И. Чайковского. Вот его портрет. Сейчас приготовьтесь слушать музыку 

-Композитор посвятил свое произведение зиме. Попробуйте догадаться, о каком зимнем месяце идет речь. Подумайте, какой характер у этой музыки. Звучит фонограммаЧайковского «Декабрь».

-Какой характер музыки?

Дети: песенно-танцевальный, нежный, гибкий, мягкий, кружевной, задорный . -Правильно. А какие изобразительные интонации принесла вам музыка,

учитывая, что это зима? 

Дети: скольжение коньков, полет снежинок, легкий бег саней...

-Так к какому же зимнему месяцу эта музыка подошла бы больше всего? 

Дети: скорее всего к декабрю.

-Абсолютно правильно. Чайковский назвал это произведение «Декабрь». И пусть оно пополнит вашу музыкальную копилку музыкой о временах года.

II. Исполнение и обсуждение песни «Ясный день».

-Ребята, а какой зимний праздник вы ждете с особым нетерпением?

Можно ответить хором. 

Дети: Новый год!

-Конечно, для многих детей и взрослых это самый любимый праздник. Ну а какой же праздник обходится без песен? На уроках музыки мы выучили с вами несколько новогодних песен. Давайте исполним одну из самых ваших любимых - песню "Ясный день". Встаньте, пожалуйста.

Исполняется песня "Ясный день", музыка И. Цымбал, слова Н. Саконской. -Прекрасно. Мне хочется отметить выразительное исполнение хора, ведь каждый сейчас старался. Садитесь, пожалуйста. Посмотрите на доску и выберите слова, которые соответствуют характеру, настроению песни. На доске: радостный, веселый, жалобный, праздничный,

тревожный, звонкий, легкий, задорный, победный. Дети выбирают необходимые для характеристики слова.

-Добавили бы вы еще что-нибудь? Дети: яркий, стремительный, песенный.

 

-Хорошо, а какие слова вы считаете лишними? 

Дети: жалобный, тревожный, победный.

-Конечно, я с вами полностью согласна, эти слова не соответствуют характеру исполненной вами песни.

III. Работа по развитию речи.

111.1.    Вступление. Работа со стихотворением.

-А можно ли использовать те же слова для характеристики стихотворения, написанного не карточках? Подвиньте, пожалуйста, карточки и прочитайте текст про себя. А теперь прочитайте вслух. Подходят ли нам эти слова? 

Дети: подходят.

-Как называется стихотворение? Кто его автор? О чем это стихотворение? 

Дети: «Новый год», Елена Благинина, о Новом годе.

111.2.            Работа с текстом. Вступительная беседа.

-Об этом празднике можно рассказывать не только в стихах, но и в прозе. Прочитайте, пожалуйста, про себя текст на карточках. Догадались ли вы, что это за текст? А что такое текст? Чем он отличается от набора предложений? 

Дети: в тексте предложения расположены в определенном порядке, они

связаны по смыслу; текст имеет заглавие.

-Подбирая заглавие, что мы определяем - тему или идею? 

Дети: тему.

-Конечно. Попробуйте озаглавить текст.

 Дети подбирают заголовки.

-Чем же отличается тема от идеи? 

Дети: тема - это о чем текст, а идея - это то, что хотел сказать автор этим

текстом.

-А как строится текст? 

Дети: из вступительной, основной и заключительной частей, если это

описание; из завязки, кульминации и развязки, если это сюжетный текст.

 

Учитель на доске чертит схемы построения текста:

В.                        Осн.                        3.                                                             К.

3.                                            Р.

-Ребята, а существует ли понятие кульминации в музыке? 

Дети: да.

-А что такое кульминация? 

Дети: это вершина, самое яркое место в музыкальном произведении.

-Молодцы! Кульминация - это действительно вершина произведение.

111.3.            Словарная работа.

-Посмотрите еще раз на текст. Что в нем необычного? 

Дети: пропущенные слова, буквы, буквы подчеркнуты, стоят вопросительные

знаки.

-Давайте сначала разберемся со словами, в которых подчеркнуты буквы.

Прочитайте первое такое слово. 

Дети: появляются.

-Какая буква подчеркнута? Что это за орфограмма? Объясните ее. Дети: буква Я - безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

-Подберите проверочное слово. 

Дети: Явно, Явка...(Аналогичная работа проводится со словами: Дед Мороз, Снегурочка, Новый год.)

-Хорошо! А теперь займемся словами, в которых пропущены буквы. Идет работа по образцу (см. выше) со словами: нарядили, к празднику, в..сят,

в..твях, сн..гом.

111.4.            Пунктуационная работа.

-А теперь обратите внимание на маленькие вопросительные знаки. Как вы

думаете, зачем они здесь?

Дети: нужно подумать, какой знак препинания надо поставить в конце предложения.

- Перечитайте первое предложение. Какое оно по цели высказывания? По

интонации? 

Дети: повествовательное, восклицательное.

 

-Следовательно, какой знак нужно поставить в конце предложения? 

Дети: восклицательный. Аналогичная работа проводится со всеми предложениями.

111.5.            Работа по развитию речи.

-А теперь попробуйте дописать предложения. Сколько слов нужно

вставить в первое предложение? 

Дети: два слова.

-Закончите его самостоятельно. 

Дети дописывают предложение. Аналогичная работа со вторым предложением.

-Сколько нужно слов, чтобы закончить третье предложение? 

Дети: четыре слова.

-Какие знаки препинания здесь использованы? 

Дети: запятые.

-Почему они здесь поставлены?

Дети: здесь перечисляются предметы.

-А почему нет запятой между предпоследним и последним словами? 

Дети: их соединяет союз И. 

Далее работа по образцу до конца текста.

-А вот последнее предложение каждый закончит сам. Пусть ваши пожелания будут самыми добрыми, искренними, новогодними. Работаем! 

Дети работают самостоятельно.

111.6.            Чтение работ.

-Теперь вы можете прочитать свои работы вслух, а мы с удовольствием

послушаем. 

Дети читают свои работы.

-Молодцы! Вы хорошо поработали. Теперь скажите, пожалуйста, а чем вы

занимались, когда придумывали, как закончить предложение? 

Дети: импровизировали.

-А что это такое - импровизация? 

Дети: это придумывание на ходу.

IV. Импровизация в музыке. Музыкальная игра.

-Ребята, я вижу, что вы устали, поэтому предлагаю сыграть со мной в необычную игру. Правила ее такие: каждому достанется строчка из новогоднего стихотворения. Ваша задача - придумать на ходу мелодию к этой строчке. Давайте сначала выразительно прочитаем текст. Читайте вслед за рукой учителя, обращая внимание на интонацию, знаки препинания.

Дети хором читают:

Что такое Новый год?                           

Дождик тоже не простой,

Это все наоборот:                                               

В новый год он золотой.

Елки в комнате растут,                                    

Блещет что есть мочи,

Белки шишек не грызут,                                     

Никого не мочит.

Зайцы рядом с волком                                        

Даже Дедушка Мороз

На колючей елке!                                                   

Никому не щиплет нос.

(Е. Михайлова)

-Молодцы! Каждый спел, вкладывая свою музыкальную интонацию. То, чем мы сейчас с вами занимались, в музыке называется импровизацией, то есть сочинением мелодии на ходу.

V.  Итог урока.

1. Обобщение.

-Что же получается? Вы импровизировали, когда придумывали

продолжение предложений и импровизировали, когда сочиняли мелодию. На уроках музыки и уроках по развитию речи мы не раз говорили о том, что музыкальное произведение и разговорная речь взаимодействуют друг с другом, делая каждый вид искусства более выразительным. У.2. Вопросы на выявление усвоения материала.

-Можем ли мы сказать, что понятие «импровизация» общее как для

музыки, так и для литературы? 

Дети: да, можем.

-А какие еще понятия связывают музыку и литературу? 

Дети: фраза, пауза, звук, знаки препинания и другие.

 

VI.  Работа с цветовым спектром.

-Мы сегодня много говорили о празднике Нового года. А теперь мы, как принято, нарядим елочку. Но украсим мы ее необычными игрушками. Вы сами делали разноцветные кружочки-подвески. Вот теперь посмотрите на весь цветовой спектр и выберите только один кружок, цвет которого соответствует вашему настроению.

VII. Организационное завершение урока.

-Прежде, чем вы пойдете украшать елочку, я хочу поблагодарить вас за хорошую работу и за сотрудничество.

Дети украшают елку под звучащую музыку. Конец урока.

 

Приложение.

1. Стихотворение на карточках.

С Новым годом! На дворе Снежок идет. Скоро праздник - Новый год.

Мягко

Светятся иголки. Хвойный дух идет от елки.

(Е. Благинина)

2. Текст на карточках.

Нарядили к празднику__________ . Горят на ней__________ . В...сят на в...твях

__________ ,__________,___________ и__________ . Скоро начнется__________.

И вот появляются__________ и__________ . Как рады дети ? А откуда пожаловали

дорогие гости? По__________ сн...там, под__________ звон бубенчиков__________ сани. Издалека

прибыл Дед Мороз и его__________ Снегурочка.

В Новый год принято __________ друг друга. Я тоже всем хочу пожелать