Романс
Рома́нс в музыке — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.
История романса
Романс развился из Песни; - это произведение новейшего времени. Он появился и сформировался в XV век и XIX веках. В Россию романс пришёл из Испании и вскоре приобрёл национальные черты. Появился жанр русского романса, который быстро стал популярен на волне веяний романтизма. На его основе в первой половине XIX века ведущими российскими композиторами создаётся жанр цыганского романса, впоследствии доработанный и доведённый до высокого уровня самими цыганами.
В России более всего популярна такая разновидность русского романса, как городской романс, авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования.
Черты вокального романса
По форме романс схож с песней; как и последняя, он пишется в коленном складе, но в нём необязательна та квадратура, та чётность тактов, которые преследуются в песне. В романсе допускаются отступления в виде так называемых расширений или вставок, переходов от одного колена к другому. Вокальная партия романса должна иметь ясное и рельефное мелодическое очертание и отличаться певучестью. Рефрен, или припев, в романсе чаще всего отсутствует. Хотя бывают и исключения, как , например, произведение А.С. Даргомыжского "Старый капрал" - романс с припевом в форме куплетной песни. [1]. В романсе следует обращать внимание больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес должен главным образом лежать в мелодии, а не в аккомпанементе.
Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано и относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы аккомпанируются оркестром.
Основные жанровые признаки романса
- Содержание романса не выходит за пределы лирики. Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному.
- Романс характеризуется только одним лирическим настроением. Однако спектр эмоциональных состояний в романсе настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность выбрать наиболее близкое ему.
- В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своём содержании.
- Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса — его интимность, камерность.
- Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово, музыка и речь.
Романс в опере
- Романс встречается и в операх (например, романс Рауля в первом действии «Гугенотов»).
- Можно так же добавить великого Азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова. Из его романсов можно назвать Сансиз (что в переводе означает Без тебя) и т. д.
Инструментальный романс
Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles» (= «song without words», «Lied ohne Worte», «песня без слов»): это — пьеса в коленном складе с преобладающим мелодическим значением. Такие романсы пишутся для фортепиано (см. Мендельсона) или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом.
Известные исполнители
- Подболотов, Александр Иванович
- Агафонов, Валерий Борисович
- Баянова, Алла Николаевна
- Изабелла Даниловна Юрьева
- Анна Марли (Смирнова-Марли)
- Линчук Лилия Васильевна
- Олег Погудин
- Валентина Пономарева
- Александр Малинин
- Петр Лещенко
- Евгений Лещенко
- Леонид Утёсов
- Леонид Серебренников
- Михаил Морозов
- Эдуард Хиль
- Вячеслав Резниченко
- Ирина Крутова
- Юрий Морфесси
- Пётр Словцов
- Андрей Лабинский
- Николай Фигнер
- Фёдор Шаляпин
- Надежда Плевицкая
- Борис Штоколов
- Вертинский, Александр Николаевич