Народная музыка

Народная музыка (или фольклорная, англ. folklore) — музыкально-поэтическое творчество народа. Она — неотъемлемая часть фольклора и вместе с тем включается в исторический процесс формирования и развития культовой и светской, профессиональной и массовой музыкальной культуры. На конференции международного совета народной музыки (начало 1950-х годов) народная музыка была определена как продукт музыкальной традиции, формируемой в процессе устной передачи тремя факторами — непрерывностью (преемственностью), вариантностью (изменчивостью) и избирательностью (отбором среды).

Различают устную и письменную музыкальные традиции. Со времени развития письменных музыкальных традиций происходит постоянное взаимовлияние культур. Таким образом народная музыка существует на определённой территории и в конкретное историческое время, то есть ограничена пространством и временем, что создаёт систему музыкально-фольклорных диалектов в каждой народной музыкальной культуре.

Влияние религии

Сложен и мало изучен вопрос о взаимосвязях народной музыки с музыкой религиозного культа. Религиозные песни, распространяемые в ряде культур, после частичной переработки и переосмысления становились частью народной музыкальной традиции (например, рождественские коляды в Польше, английские Christmas-carols, немецкие Weihnachtslieder, французские Nokl и т. п.).

Музыкальный профессионализм

Профессионализм характерен не только для письменных музыкальных традиций, но и для устных (например, индийские раги, иранские дестгахи, арабские макамы).

Жанры народной музыки

Задолго до возникновения письменных музыкальных традиций из различных форм и типов первобытного синкретизма (обрядовые действа, игры, песнепляски в сопровождении музыкальных инструментов и другие) сформировались и развились самостоятельные жанры музыкального искусства — песенные, инструментальные, танцевальные.

Региональные и этнические сцены

Народная музыка по регионам

Интернациональные этнические группы

Выразительные средства народной музыки

  • мелос (от речитативного, например, эстонские руны, южнославянский эпос, до богато орнаментального, например, лирические песни ближнесредневосточных музыкальных культур);
  • многоголосие (гетерофониябурдон, полиритмичное сочетание попевок в ансамблях африканских народов, немецкая хоровая аккордика, грузинская квартосекундовая и среднерусская подголосочная полифония, литовская каноническая сутартине);
  • ладозвукорядная система (от примитивных малоступенных и узкообъёмных ладов до развитой диатоники «свободного мелодического строя»);
  • ритмика (в частности, ритмоформулы, обобщившие ритмику типовых трудовых и танцевальных движений);
  • формы (строфы, куплеты, произведения в целом; парные, симметричные, асимметричные, свободные и другие).

Народные артисты, певцы и сказители

В разное время и в разных странах носителями народной музыки были не только безымяные исполнители, но и талантливые творцы-исполнители: