Фонопедический метод развития голоса В. Емельянова

Об этом методе я узнала в начале 90-х годов, а освоить его мне помогло сотрудничество с педагогами хорового отделения музыкальной школы 26 и личное знакомство с В. В.Емельяновым, который помог мне за короткий срок восстанавить голос при помощи фонопедических упражнений.

 

Фонопедический метод развития голоса, имеющий, прежде всего, технологическую направленность, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффективности голосового аппарата в пении. Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом. Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Из существующих уровней голосовой авктивности (доречевой, речевой и певческий), певческий основан на сигналах доречевой коммуникации, ведь голосовой аппарат - саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все остальные компоненты можно воздействовать только косвенно, через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции.

Что дают фонопедические упражнения при обучении вокалу? Это:

  • Расширение диапазона
  • Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка
  • Усиление насыщенности звука
  • Полетность
  • Улучшение вибрато
  • Большая певучесть звука
  • Свобода
  • Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.

Фонопедический комплекс состоит из 6 групп упражнений, каждая из которых имеет свое особое значение, но все эти группы взаимосвязаны.

1. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Она состоит из 21 упражнения, где работают язык, губы, мышцы лица, применяется массаж лица. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта необходимо контролировать с помощью зеркала. В дальнейшей работе также желателен визуальный контроль.

2.ИНТОНАЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

Первое упражнение. Состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в определенной последовательности. Необходимо обращать внимание на прекращение звука, чтобы не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха («В-в-в-ы», «3-з-з-ы»).

Второе упражнение. Последовательность гласных, которые произносятся без видимых движение губ и челюстей. Для детей это упражнение называется «Страшная сказка», так как последовательность гласных звуков можно рассматривать как псевдо­слова, которые складываются в псевдо-фразы.

Третье упражнение. Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос - ответ»).

Четвертое упражнение. Исходное положение: мышцы лица расслаблены, Это связано с включением расслабляющего регистра голоса, не имеющего фиксированной звуковысотности (в немецкой терминологии - «штро - бас»). Упражнение состоит в переходе от штро-баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных и затем, в соединении в одном движении трех регистров: штро-баса, грудного и фальцетного.

Пятое упражнение. Обратное предыдущему. В грудном регистре гласные переводятся одна в другую в установленной последовательности с переходом в штро-бас.

Шестое упражнение. Является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных.

Седьмое упражнение. Аналогично предыдущему с включением звонких согласных.

Восьмое упражнение. Кроме появления в контексте упражнения сонорных согласных и уже знакомого штро-баса, упражнение исполняется еще с двумя приемами: издавание звука одновременно с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые трубочкою губы и имитацией звука «Р» вибрацией губ. Упражнение исполняется только в грудном регистре.

Основная цель упражнений - активизация фонационного выдоха, т.е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от обычного речевого.

З.ГОЛОСОВЫЕ СИГНАЛЫ ДОРЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

1-4 упражнения - Работа над выдохом (бесшумный, со звуком, шипящий и так далее)

упражнение - «Волна».

упражнение - «От шепота до крика».

упражнение - «А!!!»

упражнение - «Крик - вой».

упражнение - Соединение упражнений «Волна» и «Крик - вой» на одном движении.

10  упражнение - «Крик - вой - свист».

11 упражнение - «Волна с криком чаек» (в одном движении упражнение (В одном движении упражнения № 9 и 10).

Упражнения этой группы объединяет работа над громкостью звучания голоса в разных регистрах, по выявлению максимальных возможностей. Упражнения дают возможность осознать все режимы работы гортани в их естественном, незамаскированном эстетической обработкой виде, механизмы перехода из регистра в регистр и сопутствующие голосо-телесные ощущения.

4.ТРЕНИРОВОЧНЫЕ   ПРОГРАММЫ   ДЛЯ   ГРУДНОГО    (НЕ ФАЛЬЦЕТНОГО) РЕГИСТРА ДЕТСКОГО И ЖЕНСКОГО ГОЛОСА

5.ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ НА ПЕРЕХОД ИЗ ГРУДНОГО РЕГИСТРА В ФАЛЬЦЕТНЫЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГИСТРОВОГО ПОРОГА - «П»

6.ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ФАЛЬЦЕТНОГО РЕГИСТРА ДЕТСКОГО И ЖЕНСКОГО ГОЛОСА

Работа над 4-й, 5-й, 6-й группами упражнений первого комплекса фонопедического метода развития голоса значительно облегчается введением фиксированной интонации и метро - ритмики, позволяющим применить нотный текст. Первые три группы упражнений ориентированы на обучаемых самого начального уровня и предполагают игровое освоение элементарных навыков управления голосовым аппаратом, основанных на самых общих закономерностях голосообразования, одинаковых для любого возраста. . При достаточно уверенном освоении двигательной стороны приемов, музыкальной развитости обучаемых - приемы могут быть перенесены на любой художественный материал.

Упражнения 4-й, 5-й, 6-й групп развивают следующие показатели:

  • Активный фонационный выдох, специфическую форму ротоглоточного рупора
  • Развивается и тренируется висцеральная (внутренняя) дыхательная мускулатура
  • Действуют приемы: непривычное движение, отключение управляемой мускулатуры
  • Вводится дополнительный регистр (2-3 октавы)
  • Певческое вибрато.

В хоровой практике тоны третьей октавы не имеют художественного применения и в сольных произведениях встречаются редко, лишь в произведениях повышенной сложности, тренаж голоса на них создает энергетический резерв, запас звуковысотности, позволяющий без напряжения голосового аппарата и его амортизации исполнять высокую тесситуру, а также позволяют полноценно развивать голоса женщинам и детям, исполняющим партию альтов. В ходе упражнений голоса получают нагрузку, не встречающуюся в партиях.

Дополнительная программа упражнений используется для развития певческого вибрато механическим способом.

ДОЗИРОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ, СОСТАВЛЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО   АЛГОРИТМА

Приемы и упражнения фонопедического метода должны быть освоены и выучены. Скорость освоения зависит от того времени, которое руководитель хора и педагог пения может уделить методу. Большое значение имеет возраст поющих. Чем меньше дети, тем больше должна быть доза игровых упражнений и меньше - тренировочных. Такие сложные координации. Как вибрато и нейтральная гласная, целесообразно осваивать с маленькими детьми (5-7 лет) очень медленно, не добиваясь акустического результата, а тренируя подготовительные шаги программ. Средний и старший возраст могут работать сразу над 4-6 группах упражнений, прибегая ко 2-й и 3-й только в силу необходимости, если прием не получается сразу и его надо освоить в более простой координации.

Упражнения 1-3 групп выполняются по 4 раза. При уверенном выучивании упражнений первые три группы могут быть пройдены за 5- 7 минут. Взрослые певцы и певицы могут использовать только одну первую группу для разминки артикуляционного аппарата. Что является абсолютно необходимым компонентом любой профессиональной работы с голосом.

Упражнения 4-5 групп могут использоваться в одной тональности или со сменой по полутонам с учетом первого ограничения. В любом случае целесообразно не более чем четырехкратное повторение одного и того же шага программы. Менее 4 раз исполнять нецелесообразно, т.к. не будет возникать необходимой тренировочной нагрузки. При четырехкратном исполнении каждого шага 4-й, 5-й, 6-й групп упражнения могут быть исполнены в среднем за 12 - 15 минут, что является необходимым и достаточным для подготовки голосового аппарата к работе над художественным материалом.

Полностью весь первый комплекс фонопедического метода может быть исполнен за время от 15 до 30 минут, в зависимости от темпа исполнения и времени, затрачиваемого педагогом на показ упражнения, или напоминание их последовательности, или индивидуальную проверку качества исполнения.

Наблюдения автора за хоровыми коллективами. Применяющими фонопедический метод как базовый в вокально-хоровом обучении, показывают, что при хорошем освоении упражнений и 20-ти - 30-ти минутном тренаже 2 -3 раза в неделю, через 3-4 месяца в среднем происходит качественный перелом в звучании коллектива , а через 6-9 месяцев возникает новое качество звучания, которое экспертами характеризуется как приближение суммарного хорового тембра детского коллектива к тембру взрослого академического женского хора. Процентное соотношение в хоре мальчиков и девочек не существенно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В методическом пособии изложен комплекс упражнений для первого начального этапа работы. Появление показателей певческого голосообразования позволяет включить в работу более сложные приемы, вести более тонкое самонаблюдение как традиционными методами, так и принципиально новыми. Мне данная система упражнений ,которую я импользую фрагментально , особенно помогает в работе с трудноинтонирующими детьми. В своей практике я вижу положительные результаты, помогающие детям »найти « свой голос в любом регистре, наиболее активно применяя упражнения доречевой коммуникации. Ребенок запоминает свои ощущения и затем переносит их в нужный музыкальный материал в зависимости от регистра. Все это дает возможность почувствовать себя значительно увереннее и продолжить развитие певческих возможностей. Можно развить голос, если этого очень захотеть. Фонопедический метод В.В. Емельянова дает возможность каждому ребенку раскрыть возможности своего голоса, а значит сказать себе самому : «Я могу»,» Я пою».