Освоение вокальных навыков у учащихся начальных классов
Песенный материал призван выполнить определенную методическую роль в процессе освоения музыкальной грамотности детьми дошкольного и младшего школьного возраста. При соответствующем педагогическом подходе этот материал выборочно может быть использован для работы с учащимися среднего и даже старшего школьного возраста, так как кроме эмоционального воздействия, он прежде всего служит средством целенаправленного приобретения вокальных и слуховых навыков.
Целенаправленное и планомерное освоение вокальных навыков включает:
- Постепенное расширение диапазона.
- Освоение различных штрихов исполнения на различных нюансах в различных темпах.
- Работу над умением пользоваться всеми регистрами своего голоса - от грудного до фальцета и т.п.
Для развития слуховых способностей и приобретения соответствующих навыков предполагается:
Постепенное освоение ладомелодических связей от самых простых до ладоинтервальных.
На начальном этапе необходимо прежде всего почувствовать основные формирующие ладовое ощущение тонико-доминантовые связи:
- V-1, VI-V-1
- 1V-VI-1
- IV- V-1, V-1
- V-IV-I, VI -V -I
- V- VI- VII -I
- VI - V-1
- VI - VII -1
- VII -1
Поэтому и построение мелодий начальных песен базируется на наиболее часто встречающихся мелодических сочетаниях:
- III - II - I (Д2), II - I (Д2), VII - I (Д65)
- V - I или V - IV - III - II -1 (Д65)
- VI - V -1 (Д7), IV - III -1 (Д7)
Однако, при общем ощущении Т - Д тяготений, эти ступени могут быть прочувствованы на достаточно сложных гармонических сочетаниях:
- Развитие функционального и гармонического слуха.
- Развитие метроритмического чувства.
Помогая освоить чисто технологические задачи, песенный материал служит начальным пособием для знакомства с основными средствами музыкальной выразительности с методами их анализа.
Этапы работы над песней:
- Сначала воспроизводится с текстом (совместно с учащимися в процессе выявления характера ее исполнения осознается ее интерпретация).
- Далее исполняется с названиемнот (в разных тональностях). Интонация песни осваивается в секвенциях.
- Работа над ритмом (проговаривание, пропевание с ритмическими слогами, с метрической пульсацией).
- В это же время проводится работа по вычленению и осознанию основных средств музыкальной выразительности, помогающих передаче определенного эмоционального состояния. Эта работа происходит на основе контрастного эмоционального сопоставления. Например, медленная песня исполняется в подвижном темпе, или меняется ее регистр, или исполняется разным тембром, с различными
- Штрихами, в разных ладах и т.п.
- Кроме работы по восприятию и осознанию средств музыкальной выразительности в это время разбирается стихотворный текст песни, лексика, фонетика.
- Если есть возможность, подбираются средства выразительности подобного образа в произведениях живописи, литературы, других музыкальных произведениях или подбираются определенные жесты, выражения лица, движения тела в ритмических упражнениях.
- Кроме целенаправленной вокально-хоровой работы данные песни предполагают работу по планомерному освоению интонационных и метроритмических трудностей, а так же определенных теоретических понятий.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ОБРАЗОВ ИЗ СКАЗОК-КОНСПЕКТОВ
1. ШТРИХИ.
Жили-были маленькие зверьки. Их было три брата.
МАРКАТО-ТОЛКАТО (был самый храбрый и злой).
СТАККАТО-ПРЫГАТО (самый легкий, но тоже умел злиться).
ЛЕГАТО-ДЕЛЕГАТО (Лентяй)
И была у них тетушка, которую звали НОН ЛЕГАТО.
Она казалась ленивой, но это было не так.
2. НЮАНСЫ.
Тихий зверек - ПИАНО. Громко ревущий зверь - ФОРТЕ. Лиса, говорящая на человеческом языке:
- не очень тихо - МЕЦЦО-ПИАНО;
- не очень громко - МЕЦЦО-ФОРТЕ
3. Скользкая рыба, вымазанная в глине и хитрая, как лиса, называлась ГЛИССАНД&
4.Мелкие, очень быстрые птицы назывались ПАССАЖИ.
5. Жила-была добрая волшебница тетушка ВАРИАЦИЯ. Она все время варила яйца и
делала из них краски и одежду. Кроме того, она умела так изменить одного и того же
человека, что его не сразу можно было узнать. Например, у кого-то она сначала
изменит форму носа, затем цвет глаз, потом прирастит огромные уши и т. д. А то
начнет разукрашивать его различными ТЕМБРАМИ - красками звука.
6. Часто приходившие к царице ТОНИКЕ говорили ей хвалебные речи. Но у царицы
от них иногда болела голова. Тогда она вытаскивала особый знак, похожий на
молнию mce_markernbsp; , и говорящий на время смолкал.
7. В море жил морской Царь, которого звали ДИАПАЗОН. Он был очень широкий, а
главное мог говорить различными голосами, как самым низкими (похожими на
рычание медведя), так и самыми высокими (похожими на пенье птиц или писк
комара). Если диапазон говорил очень тонким и высоким голосом, то у него
включался высокий регистр, и все, кто находился рядом с ним, становились
добрыми, маленькими, а иногда даже окрашивались в белый цвет или становились
прозрачными. Если ДИАПАЗОН говорил нормально и не злился, то он включал
средний регистр. В это время все, его окружавшее становилось праздничным, ярким.
Если ДИАПАЗОН включал низкий регистр и начинал говорить грубым голосом, все
вокруг становились толстыми, злыми, старыми, их лица и одежда окрашивались
сначала в коричневый, а затем в черный цвет.